Поломки и простои оборудования: как их минимизировать

Журнал «Химчистка и прачечная» №2, 2023 г.

Поломки оборудования всегда являются неприятностью, особенно в прачечной сфере, где вся работа должна быть выполнена точно в срок. В этой статье мы рассмотрим, как организации могут минимизировать простои при поломках оборудования.

Прежде всего ‒ чтобы управлять предприятием химической чистки или прачечной, необходимо четкое понимание технологического процесса обработки и конструктивных особенностей используемого технологического оборудования. Если этого нет, не исключено, что менталитет в отношении работы оборудования будет сводиться к фразе «починить, когда сломается». В ней уже заложены простои! Чтобы их избежать, установка должна быть несколько другой: «если что-то работает не так, исправить это до того, как оно сломается». Такое отношение к делу предусматривает создание запланированных задач и протоколов обслуживания, чтобы решать проблемы до того, как они приведут к поломкам оборудования в рабочее время.

Профилактика нам поможет!

Хотя поломки оборудования по большей части неизбежны, наличие хорошей программы профилактического обслуживания может оказать большое влияние на снижение их вероятности. Данная программа (при условии ее выполнения) позволит не только минимизировать количество поломок, но и продлить срок службы технологического оборудования.

«На нашем предприятии, как и должно быть, существует график ППР (планово-профилактических работ), ‒ поясняет руководитель одного из уральских предприятий химчистки-прачечной. – Периодичность и объем работ определялся этим графиком. Можно сказать, что это позволило существенно продлить срок службы работы еще очень старых вяземских стиральных машин КП-129 (выпускались заводом «Вязьма» с 1988 по 1995 год, сегодня одна из моделей является экспонатом заводского музея – Ред)».

Без программы профилактического обслуживания или при игнорировании очевидных предупредительных сигналов (необычные шумы и запахи, плохое качество стирки или сушки, утечки и т.п.) часть оборудования может в конечном итоге выйти из строя. Естественно, решение о том, тратить ли ресурсы на такие профилактические программы, остается за руководством. В долгосрочной перспективе затраты на хорошую программу технического обслуживания намного превысят издержки, связанные с отказами в работе оборудования, которые можно было бы предотвратить.

«У нас установлена вяземская машина ЛБ-40, ‒ рассказывает руководитель предприятия из Петрозаводска, ‒ на которой мы заменили мотор еще на той стадии, когда он стал издавать подозрительные шумы. Это позволило нам избежать незапланированного простоя».

Необходимо вести подробные записи о техническом обслуживании машин: в первую очередь они будут полезны для сервисных инженеров, чтобы определить интервалы регулировки и проверки оборудования. Эти записи помогают инженерно-техническому персоналу планировать операции текущего ремонта, которые, как правило, производятся в нерабочее для предприятия время.

Итак, резюмируя, зачем нужна профилактика? Она позволит:

        • предупредить непредвиденные поломки, существенно снизив их вероятность;
        • обеспечить правильную работу оборудования и, соответственно, качество оказываемых услуг;
        • увеличить срок работы оборудования до капитального ремонта (соответственно, перенести капитальный ремонт на более поздние сроки);
        • увеличить срок службы оборудования в целом;
        • соответственно, сэкономить на затратах на оборудование.

«Сэкономить на оборудовании» ‒ что имеется в виду? Во-первых, внеплановый ремонт обычно всегда дороже планового. Во-вторых, простой одной единицы оборудования приводит к чрезмерной нагрузке на остальные единицы, часто в нарушение требований по эксплуатации, а это и риск возникновения новых неисправностей, и увеличение расхода ресурсов. Наконец, главное: увеличивая срок службы машин, мы сокращаем расходы на обновление парка оборудования и покупку новой техники. У каждой машины есть свой ресурс, и нужно, чтобы она его выработала. А для этого нужно правильно с ней обращаться.

Ценность ЗИПа познается в его отсутствие…

В этой народной химчистно-прачечной мудрости – пот и слезы тех, кто сам оказывался в подобной ситуации. Уважающий себя производитель при продаже оборудования всегда предложит комплект запчастей первой необходимости, который может долго лежать на полке, а в один прекрасный день станет тем самым конем, за которого не жалко отдать и полцарства. Запас запчастей необходимо иметь всем, кто использует прачечное оборудование. Конечно, если бюджет у предприятия ограничен, часто возникает соблазн «сэкономить» и не покупать то, что, может быть, и не пригодится. А с другой стороны, такая «экономия» может привести к тому, что в один далеко не прекрасный день часть производства «встанет». Вспомнится тогда фраза про ценность ЗИПа, да поздно ‒ заказы не выполняются, сотрудникам нужно платить, срочность требует дополнительных издержек… Но мы же покупаем оборудование, чтобы на нём работать, а не чтобы оно простаивало? В случае поломки расходы на ЗИП (кто забыл – это аббревиатура от «запчасти, инструменты и принадлежности») не будут казаться такой опрометчивой тратой.

Понятно, что бывают ситуации, когда и ЗИП не поможет. Не будешь же, в самом деле, держать среди ЗИПа дистиллятор машины химчистки! На одном из московских предприятий произошел совсем анекдотичный случай (анекдотичный для всех, кроме самого предприятия): при транспортировке машины химчистки марки Ama Universal был пробит дистиллятор. Машина была б/у, и на момент поломки итальянский завод такие модели уже не производил, изготовление под заказ потребовало бы много времени и новых вложений… В итоге новый дистиллятор был изготовлен по заказу предприятия химической чистки на одном из московских заводов: нестандартное решение нестандартной проблемы! К слову, с «самопальным» дистиллятором машина как минимум десятилетнего возраста проработала в Москве еще столько же.

Или, например, другой случай в санатории имени Орджоникидзе в замечательном городе Кисловодске. У новоприобретённой сушильной машины от компании Miele обнаружился заводской брак. Не плотно закрывался люк, из-за чего машинка выдавала ошибку и отказывалась запускаться. Пришлось три с половиной месяца ждать запчасть, чтобы исправить эту проблему.

В одной из гостиниц Хабаровска вышел из строя каландр фирмы Alliance. Обнаружилось, что во всём виновата электрическая муфта. Достаточно специфическая деталь, которую всё же удалось привести в более-менее рабочее состояние на время. Но сам факт состоит в том, что теперь гостинице необходимо где-то закупать оригинальную деталь и отдавать за это немалые деньги.

Кадры решают всё!

Хотя этому утверждению главы Советского государства «стукнуло» 88 лет, оно до сих пор остается весьма актуальным. Одной из причин возникновения поломок оборудования является пресловутый человеческий фактор: сотрудники не всегда знают, как правильно работать с машинами и как их обслуживать, а в результате они чаще выходят из строя. Бывает и так: оператор машины выражает обеспокоенность по поводу каких-либо проблем с техническим обслуживанием или производством – а руководство от него отмахивается, «работает, мол, и ладно, не до того сейчас». Такая недооценка важности проблемы обычно приводит к непредвиденным расходам.

Впрочем, чаще проблемы с оборудованием возникают именно из-за некомпетентности сотрудников. Между тем, к каждой машине прилагается инструкция по эксплуатации, в которую, увы, далеко не все заглядывают, и многие даже не знают, где она лежит. Это совершенно недопустимо. Руководителю или ответственному лицу следует обязать оператора изучить инструкцию к вверенной ему машине, а кроме того, убедиться, что он понимает, какие могут возникнуть поломки и иные аварийные ситуации и что в таких случаях следует делать. Такое отношение к делу снизит вероятность поломок и связанных с ними простоев.

И еще следует помнить, что ежедневное и еженедельное обслуживание машин, как правило, осуществляется оператором. Если этого не делать, потом можно сколько угодно удивляться, почему расход растворителя на современной итальянской машине химчистки марки Maestrelli не 20 г/кг, а 80 или даже 100. На предприятии одного из северных городов, где такая ситуация произошла, с удивлением узнали, что дистиллятор нужно чистить ежедневно, а ловушки и фильтры – вообще после каждого цикла. Руководство по эксплуатации, где всё это было прописано, очень долго искали и нашли… в упакованном виде.

Стирально-отжимные машины Alliance закупленные Хабаровской гостиницей «Азимут» радовали клиента некоторое время, но из-за интенсивности работы прачечной шарниры на петлях начали стремительно стираться, впоследствии образовался люфт, а затем и люк начал сходить с петель. Невнимательность сотрудников в отношении сохранности оборудования критична в такой ситуации, а несвоевременность обращения в сервис-центр производителя с соответствующей компетенцией, может затянуть ремонт на продолжительное время.

Еще одна аббревиатура: ППР

Знаете, чем еще отличается советская химчистка-прачечная от нынешней? Мы сейчас не про типовую планировку помещений, не про устаревшее оборудование и не про номера предприятий вместо названий. Мы про то, что на все городское объединение предприятий и цехов («Чайка» в Москве, «Лотос» в Санкт-Петербурге, «Уфахимчистка» в Уфе и т.д.) существовал четкий план технического обслуживания и плановой замены компонентов на каждую (повторимся – каждую) единицу основного оборудования – машину химической чистки, стиральную машину, сушку и т.д. А это несколько десятков предприятий и цехов и сотни машин. И каждая машина была под контролем!

А ведь тогда конкуренции между предприятиями не было: все цеха были частью одной системы, которую курировал город. То есть, если в одном цехе что-то ломалось, срочный заказ передавали другому цеху. А сейчас, в нынешние сложные времена, потеря хорошего заказа из-за поломки оборудования – это настоящая катастрофа.

Вот поэтому и нужен на каждом предприятии график ППР – планово-производственных работ на каждую единицу оборудования. При его составлении помимо рекомендаций инструкции производителя следует обязательно учитывать:

        • каковы ее наиболее изнашиваемые детали;
        • были ли уже у машины неполадки и не случались ли они с одними и теми же компонентами;
        • как она загружается и в каких условиях работает;
        • каков ее возраст (чем старше, чем чаще нужно осуществлять ее плановый контроль).

К сожалению, как подсчитали в ходе опросов сервисные организации, сегодня ППР есть не более чем у 30% предприятий нашей отрасли. Многие руководители искренне считают, что расходы на плановое обслуживание оборудование не являются оправданными. Поговорка «скупой платит дважды» вспоминается ими только тогда, когда машина намертво «встает», и для ее реанимации необходим дорогостоящий капитальный ремонт.

Сервисное обслуживание: кто, когда и как

Как правило, на крупных предприятиях имеются штатные сервисные инженеры; есть те, кто заключает договор с сервисными организациями на абонентское обслуживание; наконец, часть предприятий просто имеет под рукой телефоны сервисных организаций, с которыми связывается при возникновении проблем. Опять же – в каждом случае это всё индивидуально. Важно, чтобы сотрудники знали, что и как делать в случае, если поломка всё же произошла.

В любом случае – при покупке оборудования следует обязательно поинтересоваться, обеспечивает ли его производитель или поставщик полноценное сервисное​​ обслуживание. Если да, каким способом оно осуществляется – приезжают ли на предприятия квалифицированные сервисные специалисты или всё сводится к консультациям по телефону?

Некоторые крупные производители практикуют приглашение технических специалистов фирмы-поставщика, а в особых случаях и предприятия – конечного пользователя к себе на завод, где обучают их тонкостям работы с конкретным оборудованием производителя. Эта практика достаточно широко распространена за границей. Ведущие поставщики западного оборудования имеют штат сервисных специалистов, которые знают поставляемую продукцию, что называется, до последнего винтика.

Среди отечественных компаний в пример можно привести «Вяземский машиностроительный завод», который проводит подготовку сервисных специалистов для работы со своей техникой. Затем эти специалисты становятся гарантами качественного и грамотного проведения пусконаладочных работ и дальнейшего сервисного обслуживания оборудования.

В прачечной одного из санаториев города Сочи произошла следующая история, связанная с нарушениями при установке нового оборудования. Главная ошибка заключалась в том, что стирально-отжимную машину на 30 килограмм, фирмы Alliance установили на бетонное основание и при этом очень криво. Машинка так и отработала какое-то время, пока в этом положении барабан не расшатался до той степени, что датчик вибрации начал останавливать процесс стирки на полпути. К сожалению, это не единичный случай, когда первичный монтаж или пусконаладочные работы, проведенные не сертифицированными специалистами, приводят к выходу из строя ещё нового оборудования.

В прачечной одного из санаториев города Сочи произошла следующая история, связанная с нарушениями при установке нового оборудования. Главная ошибка заключалась в том, что стирально-отжимную машину на 30 килограмм, фирмы Alliance установили на бетонное основание и при этом очень криво. Машинка так и отработала какое-то время, пока в этом положении барабан не расшатался до той степени, что датчик вибрации начал останавливать процесс стирки на полпути. К сожалению, это не единичный случай, когда первичный монтаж или пусконаладочные работы, проведенные не сертифицированными специалистами, приводят к выходу из строя ещё нового оборудования.

Раз уж речь зашла о производителях оборудования, отметим следующий нюанс. У «Вязьмы» в руководстве по эксплуатации можно найти не только указания по регулярному техническому обслуживанию, но и подробно расписанную шаг за шагом инструкцию по разбору техники и проведению ремонтных работ на различных узлах машины. У иностранных производителей такое встретишь нечасто, если встретишь вообще. За границей всё-таки предполагается, что вы должны обслуживать свою машину с помощью сервисного центра официального представителя, ведь сервисное обслуживание проданного оборудования ‒ это неплохой дополнительный доход в бюджет фирмы. Часто бывает, что невозможно допроситься документации на ту или иную модель оборудования, особенно если данная модель уже не производится или, что еще хуже, производитель прекратил своё существование. В той же Италии, например, после перехода на евро закрылось несколько заводов. Бывают случаи, когда сегодня у завода один представитель, а завтра – другой, который поставляет более современное оборудование, чем его предшественник. Получить от него документацию на более старые машины, купленные у другой компании, практически невозможно.

«Вязьма» же дает в документации весьма подробную информацию, и это приятно. Не всегда, особенно в отдаленных уголках местности, есть возможность обратиться к официальному представителю и тем более заказать сервисное обслуживание, хотя у «Вязьмы» самый обширный список сервисных центров, состоящий из квалифицированных представителей, базирующихся во всех субъектах страны, а также за её пределами.

Убедитесь, что у сотрудников предприятия есть телефон, адрес электронной почты или любой другой способ связи с представителем сервисной службы. Доступ к контактным данным технического специалиста является ключом к скорейшему решению возникшей проблемы.

Выводы

Надлежащее техническое обслуживание, обучение персонала, чистота рабочего места и оборудования, текущее профилактическое обслуживание, наличие основных запасных частей и надлежащих руководств по оборудованию и, что наиболее важно, наличие плана на случай непредвиденных обстоятельств до того, как оборудование выйдет из строя, ‒ всё это необходимые условия эффективного управления всем предприятием.

Программа технического обслуживания, предусматривающая плановые проверки, в том числе ежедневные, а также запланированную замену деталей, помогает поддерживать оборудование в рабочем состоянии и сокращает время незапланированных простоев. Плановый простой на техническое обслуживание обходится дешевле, чем выход оборудования из строя. К сожалению, любая техника рано или поздно ломается, и то, как грамотно предприятие действует в подобных ситуациях, существенно повлияет на весь его бизнес.

Редакция Х & П

Подписка на новости.

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете согласие на обработку своих персональных данных

215110, Россия, Смоленская область,

г. Вязьма, ул. 25 Октября, д. 37

Тел: +7 (48131) 3-48-12

E-mail: vmz@vyazma.su

© АО «Вяземский машиностроительный завод», 2003-2024 гг.
Яндекс.МетрикаЯндекс цитирования
© АО «Вяземский машиностроительный завод», 2003-2024 гг.